Минфин поделился своим видением доработки системы госзакупок и переводе ее в электронный вид.
В казначействе, которое отвечает за единую информационную систему (ЕИС) закупок, настаивают на ускорении перехода на электронный документооборот — вплоть до фиксации в системе акта выполненных работ и их оплаты.
По мнению Минфина, «становятся актуальными» с момента реализации реформы пять основных направлений.
Самый важный из них — сам механизм проведения закупочных процедур. Сейчас, электронные процедуры, по сути, полностью дублируются на бумажном носителе — надо сократить количество способов закупок и полностью их автоматизировать. Планируется существующие сейчас одиннадцать процедур оптимизировать до самого минимального набора — конкурса, аукциона, запроса котировок, закупки у единственного поставщика. В этом случае надо вводить универсальную предквалификацию — допуск поставщиков с минимальным опытом закупок из реестра контрактов ЕИС. Также Минфин намерен ввести единый плановый документ, который будет заполняться в ЕИС по мере движения от бюджета непосредственно к закупке. Не устраивает ведомство и цикличность закупок в случае отсутствия заявок или неявки других поставщиков — Минфин предлагает «предусмотреть после определенной стадии заключение контракта с единственным поставщиком по согласованию с контрольным органом». Наконец, остро стоит вопрос с каталогом товаров, работ и услуг (Минфин работает над ним с сентября 2017 года) — надо расширить его наполнение, чтобы можно было закупать «по цене за единицу». Планируется, что весь комплекс мер будет способствовать оптимизации процедур закупок и поддержке субъектов малого предпринимательства.
Заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе главным в переводе закупок в электронный вид назвала «существенный рост уровня конкуренции» — если раньше на одну закупку приходилось 2,5 заявки поставщиков, то сейчас — 3,5. С июля в ЕИС проведено 4 тыс. «новых» закупок. «Вера участников в электронную процедуру значительно выше, новые правила работают»,— отметила чиновница, поддержав дальнейшее совершенствование законодательства — в частности, введение электронного документооборота полного цикла вплоть до акта выполненных работ. Для казначейства это ключевой документ, который завершает закупку, ее оплату и учет товара. Это даст возможность видеть всю цепочку операций, позволит улучшить качество ценообразования в госзаказе, «а это главная задача», говорит госпожа Катамадзе. Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров поддержал необходимость движения в сторону большей электронизации — он выступил за создание цифрового калькулятора начальной цены контракта, который может стать первым шагом по переходу к смарт-контрактам в госзакупках. «Бизнес не идет в госзакупки — это сложно и трудоемко. Надо упрощать систему»,— отметил он.
Коммерсантъ / Дарья Николаева