Терминология
Электронная подпись (ЭП) (также встречаются названия Электронная цифровая подпись (ЭЦП), Ключ электронной подписи, Сертификат электронной подписи) позволяет приравнять по юридической силе все документы, которые заказчики/поставщики подписывают в ходе процедуры, к аналогичным документам на бумажных носителях с рукописной подписью.
Где получить ЭЦП для участия в закупках?
Поставщики получают сертификаты и электронные ключи для торговых площадок в удостоверяющих центрах, которые получили аккредитацию.
Актуальный и полный список всегда можно посмотреть на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - https://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/
Чаще всего крупные Удостоверяющие центры организуют сеть Сервисных центров (СЦ) во всех крупных городах.
Например, Лаборатория печатей является Сервисным центром СКБ Контур.
Различные удостоверяющие центры по-разному ищут подходы для реализации услуг. Поставщик может купить электронный ключ для торгов как по разновидностям сертификатов подписи: квалифицированного (КЭП) или неквалифицированного (НЭП), так и по предпочтениям своего участия на площадках: государственных или коммерческих.
Цены на электронную подпись
Цена на электронный ключ для участия в торгах в условиях достаточно высокой конкуренции Удостоверяющих центрах варьируется в зависимости от комплекса услуг. В среднем она составляет от 3000 до 10 000 рублей.
Обычно помимо самой электронной подписи, в комплекте приобретается специальный сертифицированный защищенный носитель (носитель куда записывается и хранится электронная подпись) и программы для работы ЭП на компьютере (чаще всего это КриптоПро).
Готовы поделиться удобным способом подбора и определения стоимости Электронной подписи - https://konturlab.ru/ca/price.
Как получить электронную подпись
Для получения электронной подписи в большинстве случаев понадобятся:
- паспорт;
- страховое свидетельство Пенсионного фонда (СНИЛС);
- заявление на выдачу сертификата.
Заявление формируется сотрудником СЦ, в него вносятся данные с предоставленных документов, мобильный телефон и электронная почта.
После подписания Заявления и оплаты счета, предоставленные документы проверяются и обратившемуся выпускается Электронная подпись. Обычно проверка документов занимает 4-6 часов.
Стандартный срок действия электронной подписи составляет 12 месяцев.
Как купить ЭЦП для других торгов
Некоторые заказчики вправе проводить закупки вне норм 44-ФЗ или 223-ФЗ и Гражданского кодекса (многочисленные ЗАО, ООО, ПАО и т.д.). Речь о корпоративных закупках, которые проводят крупные коммерческие организации. Как правило, чтобы участвовать в закупках таких заказчиков, поставщику нужна электронная подпись для участия в электронных торгах с функциями взаимодействия с определенными площадками, например B2B-center. Для участия на подобных площадках необходимо заранее перед выпуском ЭП сообщить сотруднику СЦ список площадок, на которых необходимо участие. В этом случае в момент создания ЭП будут вписаны соответствующие записи/функции.