В новости расскажем, как проходит дистанционное поступление в вузы и когда абитуриенту понадобится электронная подпись.
На прошлой неделе Кадастровая палата создала ажиотаж вокруг электронной подписи для поступления в вуз. Однако вчера Минобрнауки уточнило, что подпись абитуриентам не нужна.
Для поступления подпись не нужна
В 2020 году подать документы в вузы можно только двумя способами (п. 7-8 приказа Минобрнауки №547):
— Через личный кабинет на сайте университета. В него абитуриент загружает отсканированные документы, в том числе заявления на прием и зачисление, а потом в течение года должен принести оригиналы в университет.
— Через суперсервис «Поступление в вуз онлайн» от Госуслуг. Его планируют запустить 20 июня, сейчас до конца не ясно, как он будет работать. Но судя по деморолику, суперсервис будет удобнее, чем личные кабинеты вузов. В нем абитуриент сможет отправить документы сразу в несколько университетов, отследить свой рейтинг и зачислиться в один из вузов. Хотя в ролике по времени 1:25 «Заявление на зачисление необходимо подписать электронной подписью в мобильном приложении».
Согласно приказу Минобрнауки, подать документы очно, Почтой России или по электронной почте с использованием ЭП нельзя. Но, по словам министра образования, есть исключения: если у абитуриента нет интернета, то он может направить документы по почте.
Подпись пригодится на Госуслугах
Чтобы воспользоваться сервисом «Поступление в вуз онлайн», абитуриенту нужна учетная запись на Госуслугах. Пока окончательно не ясно, какой статус должен быть у учетной записи: упрощенная, стандартная или подтвержденная. Но мы предполагаем, что понадобится подтвержденная — инструкции Госуслуг говорят, что именно такая учетная запись позволит воспользоваться всеми услугами портала.
Подтвердить учетную запись можно несколькими способами:
- Прийти в МФЦ. Но во время пандемии МФЦ продолжают работать только по записи. В большинстве отделений электронная очередь на одну-три недели вперед.
- Воспользоваться интернет-банком Сбербанка, Тинькофф Банка или Почта Банка. При этом абитуриент должен быть клиентом этого банка.
- Получить письмо по почте. Но неясно, как долго может идти такое письмо.
- Использовать квалифицированную электронную подпись.
Поэтому можно предполагать, что электронную подпись может быть наиболее удобным для абитуриентов вариантом: если нет возможности прийти в МФЦ и нет карты в одном из трех банков.
При этом мы советуем абитуриентам регистрироваться на Госуслугах заранее — когда сервис «Поступление в вуз онлайн» запустят, портал может не выдержать нагрузки и упасть.
Как оформить подпись на несовершеннолетнего
Если абитуриенту меньше 18 лет, то понадобятся стандартные документы, а также согласие от одного из родителей. В итоге нужно предоставить в сервисный центр:
- Паспорт абитуриента (оригинал или заверенная копия).
- Номер ИНН. Если его нет, то оформить свидетельство ИНН можно на сайте налоговой.
- Номер СНИЛС. Его нужно получать через МФЦ или в управлении Пенсионного фонда по месту жительства.
- Заявление на выдачу сертификата электронной подписи. Оно должно быть подписано собственноручно будущим владельцем подписи, то есть абитуриентом.
- Письменное согласие одного из родителей на обработку персональных данных и совершение сделки (покупку подписи). Согласие оформляется в простой письменной форме, подписывается собственноручно.
Если у Вас есть вопросы, позвоните нам.